Процедура ответпольз
Прежде чем перейти к написанию процедуры ответпольз, давайте рассмотрим одну полезную вспомогательную процедуру
принять( Ответ)
В процессе диалога часто возникает ситуация, когда от пользователя ожидается ответ "да", "нет" или "почему". Процедура принять предназначена для того, чтобы извлечь один из этих ответов, понимая его правильно и в тех случаях, когда пользователь применяет сокращения ('д' или 'н') или делает ошибки. Если ответ пользователя непонятен, то принять просит дать другой вариант ответа.
принять( Ответ) :-
read( Ответ1),
означает( Ответ1, Значение), !,
% Ответ1 означает что-нибудь?
Ответ = Значение; % Да
nl, write( 'Непонятно, попробуйте еще раз, % Нет
пожалуйста'), nl,
принять( Ответ). % Новая попытка
означает( да, да).
означает( д, да).
означает( нет, нет).
означает( н, нет).
означает( почему, почему).
означает( п, почему).
Следует заметить, что процедурой принять нужно пользоваться с осторожностью, так как она содержит взаимодействие с пользователем. Следующий фрагмент программы может служить примером неудачной попытки запрограммировать интерпретацию ответов пользователя:
принять( да), интерп_да( ...);
принять( нет), интерп_нет( ...);
. . .
Здесь, если пользователь ответит "нет", то программа попросит его повторить свой ответ. Поэтому более правильный способ такой:
принять( Ответ),
( Ответ = да, интерп_да( ...);
Ответ = нет, интерп_нет( ...);
... )
Процедура
ответпольз( Цель, Трасса, Ответ)
спрашивает пользователя об истинности утверждения Цель. Ответ - это результат запроса. Трасса используется для объяснения в случае, если пользователь спросит "почему".
Сначала процедура ответпольз должна проверить, является ли Цель информацией, которую можно запрашивать у пользователя. Это свойство объекта Цель задается отношением
можно_спросить( Цель)
которое в дальнейшем будет усовершенствовано. Если спросить можно, то утверждение Цель выдается пользователю, который, в свою очередь, указывает истинно оно или ложно. Если пользователь спросит "почему", то ему выдается Трасса.
Если утверждение Цель истинно, то пользователь укажет также значения содержащихся в нем переменных (если таковые имеются).
Все вышеизложенное можно запрограммировать (в качестве первой попытки) следующим образом:
остветпольз( Цель, Трасса, Ответ) :-
можно_спросить( Цель), % Можно ли спрашивать
спросить( Цель, Трасса, Ответ).
% Задать вопрос относительно утверждения Цель
спросить( Цель, Трасса, Ответ) :-
показать( Цель),
% Показать пользователю вопрос
принять(Ответ1), % Прочесть ответ
обработать( Ответ1, Цель, Трасса, Ответ).
% Обработать ответ
обработать( почему, Цель, Трасса, Ответ) :-
% Задан вопрос "почему"
показать_трассу( Трасса),
% Выдача ответа на вопрос "почему"
спросить( Цель, Трасса, Ответ).
% Еще раз спросить
обработать( да, Цель, Трасса, Ответ) :-
% Пользователь ответил, что Цель истинна
Ответ = правда,
запрос_перем( Цель);
% Вопрос о значении переменных
спросить( Цель, Трасса, Ответ).
% Потребовать от пользователя новых решений
обработать( нет, Цель, Трасса, ложь).
% Пользователь ответил, что Цель ложна
показать( Цель) :-
nl, write( 'Это правда:'),
write( Цель), write( ?), nl.
Обращение к процедуре запрос_перем( Цель) нужно для того, чтобы попросить пользователя указать значение каждой из переменных, содержащихся в утверждении Цель:
запрос_перем( Терм) :-
var( Терм), !, % Переменная ?
nl, write( Терм), write( '='),
read( Терм). % Считать значение переменной
запрос_перем( Терм) :-
Терм =.. [Функтор | Аргументы],
% Получить аргументы структуры
запрос_арг( Аргументы).
% Запросить значения переменных в аргументах
запрос_арг( [ ]).
запрос_арг( [Терм | Термы]) :-
запрос_перем( Терм),
запрос_арг( Термы).
Проведем несколько экспериментов с процедурой ответпольз. Пусть, например, известно, что пользователя можно спрашивать о наличии бинарного отношения ест:
можно_спросить( X ест Y).
( В приведенных ниже диалогах между пролог-системой и пользователем тексты пользователя даются полужирным шрифтом, а реплики пролог-системы курсивом).
?- ответпольз( питер ест мясо, [ ], Ответ).
Это правда: питер ест мясо? % Вопрос пользователю
да. % Ответ пользователя
Ответ = правда
Более интересный пример диалога (с использованием переменных) мог бы выглядеть примерно так:
?- ответпольз( Кто ест Что, [ ], Ответ).
Это правда: _17 ест _18?
% Пролог дает переменным свои внутренние имена
да.
_17 = питер.
_18 = мясо.
Ответ = правда.
Кто = питер
Что = мясо; % Возврат для получения других решений
Это правда: _17 ест _18?
да.
_17 = сьюзен.
_18 = бананы.
Ответ = правда
Кто = сьюзен
Что = бананы;
Это правда : _17 ест _18?
нет.
Ответ = ложь